Диагностика адаптации первоклассников к школе: методики проведения
Connect with us

Адаптация

Диагностика первоклассников в период адаптации

Опубликовано

on

адаптация 1 класса в школе диагностика

Начало учебы — время серьезных испытаний в жизни детей, связанное с необходимостью привыкания к новому коллективу, обязанностям, распорядку дня. Выявить проблемы адаптации первоклассников к школе помогает диагностика посредством наблюдения за поведением, успеваемостью, тестирования в игровой форме, опроса учителей и родителей. Основная цель — определить и устранить факторы, снижающие уровень школьной мотивации, предотвратить развитие проблем психологического характера.

Суть процесса адаптации первоклассников

Столкнувшись с необходимостью ежедневно посещать школу, все первоклашки переживают. Им непросто ориентироваться в новом пространстве, правилах, взаимоотношениях. Требования подчиняться непривычным и сложным установкам могут вызывать внутреннее сопротивление, препятствующее успешному обучению. Выражаются они по-разному:

  • гиперподвижностью, суетливостью;
  • стремлением привлечь больше внимания;
  • скованностью;
  • рассеянностью;
  • застенчивостью;
  • психосоматической симптоматикой: повышением температуры, вялостью, головными или мышечными болями.

Со временем обстановка, одноклассники и учителя становятся детям хорошо знакомыми, уровень стресса постепенно снижается, уступая место эмоциональному комфорту, однако возможны обстоятельства, замедляющие адаптацию. Среди них:

  • отсутствие навыков общения в коллективе;
  • давление учителя;
  • индивидуальные особенности мышления;
  • конфликты со сверстниками или взрослыми.

Любой негатив на первом этапе способен привести к снижению самооценки, успеваемости, дезадаптации и резкому неприятию школьной атмосферы вообще. Динамическая диагностика своевременно определяет наиболее вероятные риски и дает основания для разработки индивидуальных программ коррекции.

Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе может быть представлена в следующей таблице:

Компоненты адаптации Эмпирические характеристики Методики
Физиологическая подстройка организма Отсутствие заболеваний в период адаптации Опрос родителей
Отсутствие психосоматической симптоматики Анализ медицинской статистики
Способность организма к энергозатратам Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”
Освоение способов и приемов новой деятельности Усвоение программы обучения Экспертная оценка учителя
Эмоциональное принятие новой социальной ситуации Эмоционально положительное восприятие процесса учения Опрос родителей
Методика “Домики”
Эмоционально положительное отношение к учителю Методика “Домики”
Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли Методика “Домики”
Опрос родителей
Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками Методика “Домики”
Опрос родителей

Особенности диагностики адаптации первоклассников к школе

Полноценное обследование в 1 классе не требует использования большого числа методик. Достаточно 3–4 тестирований, индивидуальных и коллективных в совокупности. Повторную диагностику рекомендуется проводить теми же методами, которые применялись первично.

При интерпретации результатов тестирования следует учитывать характер, темперамент и индивидуальные склонности каждого ребенка, не ориентируясь только на усредненные нормы. Значение имеют беседы с родителями, учителем, анализ письменных работ, особенностей поведения учеников.

Результаты диагностики уровня адаптации к школе являются конфиденциальной информацией и не должны разглашаться. Сведения, полученные таким образом, предназначены только для коррекционной работы педагога-психолога. Никаких экспертных оценок на их основе существовать не может.

Основные вопросы

В ходе диагностических мероприятий должна быть собрана и систематизирована информация о так называемых качественных показателях адаптации. Они включают:

  • Уровень физиологической адаптации: работоспособность, энергичность, наличие неврологических и соматических симптомов, аппетит.
  • Уровень психологической адаптации: эмоциональное состояние первоклассника, наличие или отсутствие положительной мотивации, способность к концентрации внимания, усидчивости, отношение к себе.
  • Уровень социальной адаптации. Наличие новых контактов, дружбы с одноклассниками, взаимодействия со взрослыми, формирование структуры личностной самореализации.

Этапы диагностики

Исследования адаптации проводятся поэтапно, учитывая время наиболее вероятного возникновения трудностей привыкания к учебе в начальной школе.

  1. Наблюдение. Работа начинается с первых дней учебного года. На протяжении двух недель педагог обращает внимание на особенности поведения детей при общении друг с другом, степень их усидчивости, настроение на уроке.
  2. Непосредственное обследование. Проводится во второй половине сентября на протяжение 15 дней, предусматривает групповые и индивидуальные тестирования. На этом этапе выявляются: наличие мотивации и способностей к учению, эмоциональное состояние, причины и степень вероятной тревожности.
  3. Обработка результатов анализа. Полученные данные психолог систематизирует, определяет детей, входящих в группу риска дезадаптации. Знакомит с результатами исследования педагогов и родителей. К окончанию 1 четверти составляется программа индивидуальных занятий, включающая рекомендации по коррекционной деятельности учителю.
  4. Коррекционная работа. Проводится в течение 2–4 месяцев.
  5. Повторное обследование. Обычное время проведения: конец учебного года: апрель или май.
  6. Заключительный этап диагностики. Предусматривает сравнительный анализ первых полученных результатов с окончательными. На этой основе делается вывод о степени эффективности проведенной с детьми работы.

Методики диагностики

Для сбора первичных данных в ходе проведения диагностики рекомендуется завести журнал и вносить в него результаты наблюдений за первоклассниками. Документ должен включать следующие разделы:

  • поведение на уроках и переменах;
  • степень заинтересованности в учебе;
  • стремление к общению;
  • конфликтность;
  • трудности с усвоением нового материала.

Данные в отношении каждого ребенка должны фиксироваться отдельно.

Тест «Домики»

Цветоассоциативный тест О. А. Ореховой

Цветоассоциативный тест О. А. Ореховой «Домики»

Цветоассоциативный тест О. А. Ореховой, называемый чаще «домики», выявляет эмоции социального генеза. Данная методика считается одной из самых информативных в определении трудностей детской социализации. Занятие проводится в группе или индивидуально. Каждый ребенок получает несколько листов бумаги с контурными картинками и 8 карандашей различных цветов:

  • черного;
  • зеленого;
  • серого;
  • желтого;
  • синего;
  • коричневого;
  • красного;
  • фиолетового.

В ходе занятия выполняется 3 задания:

  1. Необходимо закрашивать ступеньки крыльца к домику по одному, пока они не закончатся, каждый раз выбирая наиболее приятный цвет только однажды.
  2. На картинке, где нарисовано несколько домиков, предлагается выбрать по одному для чувств: обида, горе, справедливость, счастье и другие. У каждого чувства должен быть определенный цвет, любой из 8.
  3. На картинке с 10 домиками ребенку предлагают выбрать и раскрасить в соответствующие цвета 1 для себя, по 1 для своего настроения в различных ситуациях: на уроках письма, чтения, при общении со взрослыми, сверстниками, во время домашней работы и т. д. В последний дом нужно поселить наиболее важную эмоцию и назвать ее психологу.

Анкетирование

Для оценки уровня адаптации используется краткая анкета, разработанная Н. Г. Лускановой. В ней содержатся вопросы:

  • нравится ли ребенку находиться в школе;
  • хочется ли по утрам остаться дома;
  • радует ли отмена занятий, домашних заданий;
  • делится ли ребенок впечатлениями о школе с родителями;
  • строгий ли в классе учитель;
  • со многими ли одноклассниками удалось подружиться.

Вопросы педагог задает вслух по одному. Предусмотрено 3 варианта ответов: положительный, нейтральный и отрицательный. Их дети проставляют на опросных листах.

Методика «Лестница»

Методика Лестница

Используется для определения самооценки детей и уровня их взаимоотношений. Ребенок получает лист со схематично изображенной лестницей, где сверху вниз пронумерованы 7 ступеней. Его задача: разместить на каждой своих одноклассников:

  • на 1–2 верхних — очень хороших;
  • на 3 — тех, кто чуть хуже;
  • на 4–5 — значительно хуже;
  • на 6–7 — совсем плохих.

Себя ребенок тоже должен поставить на одну из ступеней, сделав особую отметку.

Опрос родителей

Продуктивный способ — анкетирование. В опросник должны быть включены разделы:

  • о физической активности дома;
  • об отношении к выполнению домашних занятий;
  • о желании или нежелании обсуждать события в школе;
  • об изменениях самочувствия: наличии психосоматических симптомов, нарушений сна, снижения аппетита;
  • об изменениях в эмоциональной сфере ребенка: периодах плохого настроения, замкнутости.

Вопросы не должны быть обобщающими или размытыми, наталкивающими родителей на субъективные суждения. Таких, как «нервный ли ваш ребенок?», нужно избегать.

Способы обработки данных

Для оценки результатов в проекционных методиках и анкетировании используется шкала баллов, в которой варианту ответа на вопрос или выполнению задания соответствует определенное их количество. У каждой теста свой способ вычисления итогового результата, соответствующего критериям:

  • хороший;
  • удовлетворительный;
  • низкий.

При беседах с учителями и родителями, заполнении подробных опричников, выводы строятся в виде индивидуальных характеристик, с учетом выявления особенностей характера, способностей и здоровья детей.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...
Комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

Adblock detector