Алалия у детей: симптомы, признаки, формы, диагностика, коррекция и лечение
Connect with us

Развитие

Алалия у детей

Опубликовано

on

лечение алалии

Алалия – это заболевание, вызванное органическими поражениями корковых отделов головного мозга, которое проявляется в виде стойких специфических речевых нарушений или полного отсутствия речи. Важно, что сам артикуляционный аппарат и органы слуха функционируют здоровым образом, а первичное интеллектуальное развитие таких детей не нарушено: они могут успешно познавать мир и обучаться.

Природа заболевания

Алалия у детей начинает проявляться в возрасте 3-4 лет, а первые признаки ее можно заметить и раньше – около 1-2 лет. Статистические данные позволяют судить о частоте случаев выявления данного заболевания:

  • у 1% детей – от 3 до 6 лет;
  • у 0,6% детей – старше 7 лет.

При этом мальчики заболевают алалией в два раза чаще, чем девочки. Данный диагноз, будучи официально зафиксирован медиками, – основание для присвоения инвалидности.

Что такое алалия

Алалия – патология, которую некоторые авторы именуют также «врождённой афазией». Она формируется при воздействии неблагоприятных условий или травмирующих факторов во время перинатального развития или в детском возрасте – из-за заболеваний или травм, полученных в первые 3 года жизни.

При алалии детки испытывают явные затруднения в освоении всех компонентов речи –фонетических, лексических и грамматических. Заболевание характеризуется задержкой проявления речевых реакций на каждом этапе речевого развития, ограниченностью словарного запаса, который, как правило, не превышает предметно-бытовой уровень, и рядом прочей симптоматики, отталкиваясь от формы патологии.

Речевой аппарат состоит из двух систем:

  1. Центральной – в нее входят речевые зоны коры головного мозга, проводящие пути, нервные узлы и нервы, отвечающие за активацию голосовых и артикуляторных мышц.
  2. Периферической – в нее входят дыхательный (легкие, бронхи, трахея), голосовой (гортань и голосовые связки) и артикуляционный отделы (челюсти, неба, язык и зубы).

При алалии органические поражения затрагивают центральную систему речевого аппарата, поражая соответствующие центры мозга и проводящие пути. Проблемы в работе периферической системы оказываются лишь следствием. Повреждения в структурах мозга носят слабый, но множественный характер, затрудняя компенсаторные механизмы восстановления.

Клиническая картина и особенности поведения детей

При алалии, помимо того, что ребенок испытывает проблемы с речевой функцией, могут быть замечены и другие признаки заболевания.

Самые распространенные из них:

  • Заторможенность или перевозбужденность. Как правило, детям-алаликам не свойственно уравновешенное поведение.
  • Неуклюжесть, неловкость, медлительность.
  • Проблемы с моторикой, особенно мелкой.
  • Невнимательность, проблемы с концентрацией внимания. Эти дети или неусидчивы, или же, наоборот, часто погружаются в свой внутренний мир – тогда у них отсутствующий вид.
  • Неспособность к элементарному самообслуживанию. Им трудно выполнять такие действия, как завязывание шнурков, застегивание пуговиц, они могут быть невнимательны к одежде.
  • Затруднения социализации. Дети-алалики, осознавая свои проблемы, не стремятся инициировать контакты с окружающими, а зачастую и избегают их, становясь стеснительными и замкнутыми.
  • Подвергаются инфляции высшие психические функции – у таких детей хуже слуховая и зрительная память, они слабо стремятся к познанию окружающей их действительности, что в конечном итоге приводит к задержке психического и интеллектуального развития.

Классификация алалии

Исследователями принято выделять различные виды алалии, клиническая картина и прогноз которых заметно отличаются друг от друга.

Так, при повреждениях:

  • В лобно-теменной части формируется моторная алалия, которая также известна как экспрессивная.
  • В височной области формируется сенсорная алалия, которую называют импрессивной.
  • В обеих областях формируется смешанный вид, в зависимости от преобладающего нарушения развития, называемый моторно-сенсорная или сенсомоторная алалия.

Моторная алалия характеризуется выраженной неспособностью ребенка воспроизводить речь, хотя сам по себе артикуляционный аппарат не поражен. Такие дети хорошо понимают речь, их интеллектуальное развитие и мыслительные способности не нарушены, однако при попытке произнести слова и фразы они сталкиваются с трудностями. Зачастую имеют богатый пассивный словарный запас и хорошо осознают свои трудности. Многие дети-алалики чаще прибегают к помощи мимики и жестов, чтобы объясняться с окружающими.

Моторная алалия проявляет себя:

  • В скудности речи. Ребенок изъясняется отдельными словами и нераспространенными предложениями, игнорирует падежные склонения существительных.
  • В запоздалом развитии речи на всех этапах ее формирования, включая предречевые. Стоит беспокоиться и проконсультироваться с логопедом, если младенец не «агукает» и не лепечет, так как это один из признаков, что речевая функция нарушена. Фразовая речь также начинает формироваться поздно, после 4 года жизни.
  • В искажении конструкции слов, таких как перестановки («молоко» – «моколо»), персеверации («волосы» – «вововосы»), пропуски («моко»), контаминации (вместо «белок и желток» – «белток»).

На фоне моторной алалии нередко развивается другой дефект речи – заикание.

Очень важно вовремя заметить проявления алалии и оказать ребенку помощь. К сожалению, многие родители, особенно с завышенными требованиями по отношению к детям, списывают симптомы заболевания на лень и нежелание ребенка учиться говорить. Сталкиваясь с таким авторитарным стилем воспитания, малыш с диагнозом алалии может закрыться и проявлять негативизм.

В случае сенсорной алалии ребенок свободно владеет артикуляционным аппаратом, но у него возникают затруднения в распознавании речи, которую он слышит. Притом, что слуховой аппарат работает нормально, и интеллектуальные способности развиты сообразно возрасту, дети не разбирают речь и не отличают ее от прочих звуков. Проявляется выраженная неспособность к формированию и усвоению звукового образа слова.

Ребенок с данной патологией слышит речь, однако не способен разобрать ее, уловить смысл сказанных слов. Он может не откликаться и не реагировать даже на собственное имя, поэтому при диагностике патологии часто стоит вопрос: алалия или аутизм?

При этом при сенсорной алалии понимание смысла сказанного в контексте решения какой-либо задачи намного полнее, нежели при усвоении смысла абстрактной речи. Такие алалики обладают очень скудным словарным запасом, состоящим из самых простых обиходных слов. Они могут понять предложение, если же изменить в нем порядок слов, им придется извлекать из него для себя смысл заново.

Также для детей с сенсорной алалией характерны:

  • Эхолалия – повторение сказанных ему слов без осознания их смысла. Ребенок просто копирует звуки, которые слышит, и воспроизводит их, подобно эху.
  • Логоррея – бессвязное произношение известных слов, вне какого-либо смыслового контекста.

На фоне сенсорной алалии часто развивается гиперакузия – патология, при которой человек становится болезненно восприимчив к звукам, оставляющих окружающих равнодушными, к примеру, звуку рвущейся бумаги или капающей воды. При высокой чувствительности к подобным шумам у детей могут возникать вспышки раздражительности и гнева, плач.

Исключительно моторная или только сенсорная алалия в чистом виде встречается достаточно редко. В большинстве случаев диагностируют моторно-сенсорную патологию. Стоит заметить, что сенсорную выявляют очень редко – скорее всего, в силу ее схожести с другими заболеваниями и несовершенством диагностического аппарата.

Формы алалии

Помимо различных видов, наблюдается вариативность и в проявлении форм алалии:

  1. Мягкая форма – у ребенка наблюдаются отдельные ошибки в произношении слов или восприятия на слух трудных смысловых конструкций.
  2. Средняя форма – присутствуют явные нарушения и искажения речи или затрудненное понимание фраз.
  3. Жесткая форма – диагностируется полная невозможность понимать или воспроизводить речь.

Как правило, выраженность патологии зависит от степени нарушений в структурах мозга, а также от наличия благоприятных и неблагоприятных социально-психологических факторов.

Причины и факторы риска

Среди причин алалии выделяют:

  • угрозу выкидыша;
  • падения или ушибы беременной, повлекшие травматизацию плода;
  • хронические соматические заболевания у беременной;
  • токсикоз;
  • несовместимость матери и плода по группе крови;
  • асфиксию плода;
  • осложнения при родах;
  • неправильное использование акушерских щипцов;
  • недоношенность;
  • инфекции – как в перинатальном, так и в постнатальном периоде;
  • наследственную предрасположенность;
  • нездоровый образ жизни беременной, особенно курение и употребление спиртных напитков;
  • травмы головы;
  • синдром госпитализма;
  • педагогическую запущенность.

Диагностика

Диагностика алалии у ребенка требует комплексного обследования у:

  • невролога;
  • психолога;
  • отоларинголога;
  • логопеда.

Для установления очагов поражения мозга проводят:

  • ЭЭГ;
  • МРТ;
  • эхоэнцефалографию;
  • рентгенографию.

Особое внимание уделяется дифференциальной диагностике с целью исключить другие заболевания с похожими проявлениями симптоматики:

  • аутизм;
  • тугоухость;
  • дизартрию;
  • задержку речевого развития.

Лечение моторной алалии

Всех без исключения родителей, столкнувшихся с проявлениями речевой патологии у своих детей, интересует, можно ли вылечить данное заболевание. Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как прогноз зависит от многих факторов, главные из которых:

  • серьезность повреждений структур мозга;
  • возраст, в котором начали применять коррекционные меры.

В целом, моторная алалия лечится лучше, нежели сенсорная, – если методы коррекции начали применяться в возрасте 3-4 лет, то уже к школьному возрасту ребенок может полностью излечиться от заболевания и не уступать сверстникам в интеллектуальном развитии.

Для лечения алалии применяют:

  • Медикаментозные препараты и витаминные комплексы, стимулирующие развитие отделов мозга и проводящих путей (витамины В5 и В12, Когитум, Гаммалон).
  • Физиотерапию.
  • Микротоковую рефлексотерапию.
  • Коррекционные занятия с логопедом.
  • Коррекционный массаж.

Коррекционная работа логопеда

На занятиях с логопедом ребенок постепенно учится преодолевать затруднения в своей речи при помощи специальных логопедических игр и методик с поступательным движением от простого к сложному.

Так, во время упражнений дети учатся:

  • распознавать слова из набора звуков;
  • конструировать простые фразы;
  • строить односложные предложения;
  • правильно строить сложные предложения.

Возможные осложнения и последствия

Речевая функция играет важную роль в развития ребенка. Именно поэтому недоразвитие речи опасно и может привести к вторичному нарушению его интеллектуальных способностей – ухудшению памяти, воображения, мышления. Если не помочь такому ребенку, возникнет серьезная задержка психического развития.

Другими возможными последствиями алалии являются дисграфия и дислекция, которые проявляют себя, как правило, уже в начальной школе.

Прогноз и профилактика алалии

Прогноз развития патологии зависит от степени повреждения структур мозга, а также возраста ребенка. Моторная и моторно-сенсорная алалии в целом хорошо поддаются коррекции, если начать ее не позже 4-летнего возраста. Что касается сенсорной разновидности, делать прогнозы в таких случаях трудно.

В целях профилактики заболевания стоит разумно планировать беременность, вести здоровый образ жизни и беречь ребенка от инфекций и травм.

Как заниматься дома самостоятельно

Помимо коррекционных занятий со специалистами важно заниматься с ребенком и дома. Главное – превращать такие упражнения в игру, чтобы не вызвать чрезмерного перенапряжения.

Родители могут вместе с детворой читать букварь, уделяя особое внимание произношению звуков и слов. Также полезно совместно с сыном или дочерью рассказывать истории по картинкам и играть в пальчиковые игры, улучшающие мелкую моторику.

Методика выполнение массажа

Коррекционный логопедический массаж можно проводить и в домашних условиях. Поскольку его цель – улучшить кровообращение в области артикуляционного аппарата, целесообразно делать его перед выполнением упражнений. Массаж выполняется теплыми чистыми руками, а также столовыми ложками.

Во время процедуры плавными мягкими кругообразными движениями нужно поглаживать:

  • лоб и виски;
  • глазные впадины;
  • щеки;
  • межбровное пространство;
  • нос, губы и язык.

Вывод

Таким образом, поскольку природа заболевания связана с органическими поражениями структур мозга, алалия требует комплексного лечения, сочетающего в себе медикаментозные препараты, методы физиотерапии и коррекционную работу с логопедом. Чем раньше будут приняты меры по коррекции патологии, тем выше вероятность, что болезнь будет излечена, а ее последствия не скажутся на будущем развитии интеллекта ребенка.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...
  • лечение алалии

    алалия у детей симптомы

  • лечение алалии
Комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

Adblock detector