Дислалия у детей: причины, симптомы, диагностика и лечение
Connect with us

Развитие

Дислалия у детей

Опубликовано

on

занятия с детьми с дислалией

Дислалия представляет собой совокупность различных отклонений речи при условии отсутствия проблем со слухом и правильном расположении артикуляционных органов. Патология сопровождается замещением или искажением отдельно взятых звуков. Дислалия у детей в 30% случаев встречается в дошкольном возрасте и в 20% – в начальных классах. В одних случаях проблема имеет эпизодический характер, в других – требует обращения к логопеду.

Дислалия

Логопеды называют дислалией неправильное употребление речевых звуков. Иногда отклонение сопровождается полиморфными нарушениями, характеризующимися трудностями с изучением письменной речи. Особенность детей с дислалией – неразборчивая речь. При отсутствии своевременного лечения патология приводит к дислексии и дисграфии. Именно поэтому важно вовремя отвести малыша к логопеду. В противном случае, в будущем будет сложно исправить ситуацию.

Звукообразование – это сложный процесс, в котором участвуют несколько участков речевого аппарата. В результате двигательной активности органов артикуляции формируется преграда на пути струи воздуха из легких. Так возникает определенный звук. Для каждого из них необходимо особое положение голосовых связок и органов артикуляции. Если ребенок неправильно смыкает связки или изменяет положение языка, чистого звукообразования не происходит. Задача логопеда заключается в формировании правильного произношения звуков.

Классификация дислалии

Дислалию классифицируют в зависимости от факторов, провоцирующих её появление. Чаще всего причина заключается в неправильном построении речевого аппарата. Тип дислалии выявляется в целях подбора наиболее подходящего способа коррекции. Выделяют следующие виды отклонения:

  1. Сенсорная дислалия вызвана нейродинамическими патологиями в центральных участках речевой системы. Проблема обусловлена невозможностью разделять схожие друг с другом акустические звуки.
  2. Моторная дислалия – это патология, при которой ребенок не может достоверно произносить звуки из-за неправильного положения артикуляционных органов.
  3. Физиологическая дислалия не требует корректировки со стороны специалистов. Она считается возрастной особенностью, которая исчезает самостоятельно.

Функциональная разновидность дислалии, в свою очередь, разделяется на следующие подвиды:

    • акустико-фонематический;
    • артикулярно-фонетический;
    • артикулярно-фонематический.

Причины дислалии

Чтобы определить причину дислалии, следует посетить логопеда. Он проведет осмотр и диалог с ребенком. В некоторых случаях обнаруженное отклонение лечить не нужно. Существуют такие понятия, как звуки позднего, раннего и среднего патогенеза. Для каждой возрастной категории характерны определенные навыки звукопроизношения. Например, неспособность воспроизводить звук «Р» в возрасте 2 лет обусловлена анатомическими особенностями. Но аналогичная проблема в 5 лет требует помощи специалистов. К возможным причинам дислалии относятся:

  • атипичная высота нёба;
  • неправильный прикус;
  • укороченная уздечка языка;
  • недостаточно активная подвижность губ;
  • неправильное строение челюсти или зубов.

Немаловажное значение в постановке речи имеет воспитание. Если родители «сюсюкаются» с малышом, преднамеренно коверкая слова, риск развития дислалии достаточно высок. Также могут возникнуть сложности, если родители говорят на разных языках. В редких случаях проблема обусловлена умственными отклонениями в развитии ребенка.

Симптомы дислалии

Диагностировать дислалию достаточно просто. При грамматически правильном построении речи ребенок не может воспроизводить отдельные звуки. При этом его лексический запас соответствует возрасту. К основным признакам отклонения относят замены, искажения и смешения трудно произносимых звуков. Нередко ребенок просто пропускает их, вне зависимости от того, в какой части слова они расположены.

Диагностика дислалии

Правильная постановка диагноза обеспечивается сбором анамнеза. Логопед проводит с ребенком беседу, которая позволяет определить пробелы в звукопроизношении. Дополнительно задаются вопросы родителям относительно разговорных навыков ребенка. Информация собирается вплоть до характера протекания беременности. Выявляются факторы, которые могли повлиять на процесс развития малыша. Крайне важно определить, нет ли у ребенка болевых ощущений в области шеи или ротовой области. Конечным этапом диагностического исследования считается тщательный осмотр органов артикуляции.

Лечение

Лечебные мероприятия подбираются с учетом этиологии патологического процесса. Первоначально выявляется разновидность отклонения. В дальнейшем выбирается один из возможных способов исправления звукопроизношения:

  1. При функциональной дислалии проводятся специальные тренировки, направленные на улучшение памяти и повышение концентрации внимания. Ребенку подбирают комплекс упражнений, развивающий способность различать звуки.
  2. Хирургический способ лечения практикуют при механической дислалии, например, в случае укороченной уздечки языка. Операцию рекомендуется проводить в возрасте 5 лет.
  3. Моторную разновидность отклонения устраняют с помощью логопедического массажа или артикуляционной гимнастики.

Логопед подводит ребенка к самостоятельному обнаружению ошибок в произношении. В такой ситуации важно его понимание механизма воспроизведения звука. Врач акцентирует внимание на произношении изолированных звуков. Он проводит специальные упражнения. С помощью игр производится укрепление мышц речевого аппарата. В некоторых случаях используют стерильные зонды. Они принудительным образом располагают язык в нужном положении, что облегчает задачу ребенку.

Методы коррекции дислалии

Нарушение произношения требует незамедлительной помощи специалистов. Чем раньше родители обратятся к логопеду, тем успешней будет коррекция. Оптимальная периодичность занятий составляет 3-4 раза в неделю. Общий срок посещения логопеда – от 1 до 3 месяцев. В сложных ситуациях продолжительность лечения может достигать полугода. Коррекционная работа включает в себя четыре этапа:

  • подготовка;
  • этап создания первичных навыков звукопроизношения;
  • работа в отношении навыков общения;
  • дифференциация.

Подготовительный этап

На стадии подготовки устраняются анатомические недостатки артикуляционного аппарата. Оценивается, а затем исправляется длина уздечки языка, корректируется прикус. Принимаются меры по тренировке мелкой моторики. Также производится отработка опорных звуков.

Постановка

Следующий коррекционный этап подразумевает формирование навыков звукопроизношения. Практикуют три способа постановки изолированного звука: с применением логопедических зондов, путем подражания или смешанным способом. Проводятся упражнения с детьми, позволяющие запомнить правильное расположение артикуляционных органов во время произношения отдельных звуков.

На этом этапе нередко применяют логопедическую ритмику. Она представляет собой сочетание музыки, движений и воспроизведения звуков или слогов. Метод направлен на устранение речевых и неречевых функций. В результате занятий ребенок не только правильно произносит звуки, но и ритмично двигается.

Автоматизация

Под автоматизацией подразумевают доведение процесса воспроизведения звуков до автоматизма. Постановка речевого аппарата осуществляется постепенно. Большое значение в процессе автоматизации имеет то, насколько правильно и грамотно говорят родители. На данном этапе коррекции у ребенка хорошо развит навык подражания.

Дифференциация

Со временем малыш начинает беспроблемно распознавать звуки. Он чисто произносит отдельные слоги и фразы. Задача родителей и логопеда заключается в сохранении и улучшении навыков говорения. Немаловажную роль играет психологическая составляющая заключительного этапа коррекции. Принимаются меры, способствующие развитию коммуникабельности ребенка.

Упражнения для устранения механической дислалии

Коррекция сложной дислалии у детей дошкольного возраста включает в себя регулярные тренировки. Комплекс упражнения подбирается индивидуально, в зависимости от того, с произношением каких звуков у ребенка возникают трудности. К наиболее действенным из них относят:

  1. Для постановки свистящих звуков практикуют упражнение «забор». Исходное состояние – широкая улыбка с зубами. Затем ребенок чередует улыбку без зубов и с ними. Необходимо следить, чтобы он не морщил нос и не кусал губы.
  2. Разработать круговые мышцы рта поможет упражнение «трубочка». Широко улыбнувшись, следует плотно сомкнуть губы и вытянуть их в трубочку. Важно следить за тем, чтобы челюсть не опускалась.
  3. Упражнение, подразумевающее пощелкивание языком, называют «лошадь цокает». Оно помогает выработать дифференцированную активность языка в области альвеол. Во время выполнения язык не должен показываться между зубами.
  4. «Молоток» способствует укреплению кончика языка и появлению вибрации у альвеол. Ребенку необходимо произносить звук «д». Если имеются сложности с воспроизведением звука «р», работать нужно над произношением звука «т». Это необходимо для снятия напряжения с голосовых связок.
  5. Качественному произношению шипящих звуков способствует упражнение «чашечка». Язык размещается на нижней губе. Из этого положения его следует поднять и задержать в таком состоянии. Важно, чтобы ребенок не помещал его вглубь рта.
  6. Упражнение «фокус» помогает сформировать воздушный поток во время воспроизведения шипящих звуков. Язык вытягивается максимально вперед, а затем «приклеивается» широкой частью к верхней губе. На кончик языка помещается небольшой кусочек ватки. Ребенок должен с силой выдохнуть, чтобы ватка слетела на пол.
  7. Упражнение «пароход» помогает воспроизводить звук «л». Сначала ребенку предлагается произнести «ы». Корень языка в этот момент необходимо поднимать как можно выше. В результате этого у малыша автоматически должен получиться нужный звук.

Артикуляционные упражнения для губ

Артикуляционная гимнастика – один из лучших способов развития дикции. Она способствует укреплению мышц языка и губ. При регулярном проведении гимнастика помогает справиться с особенностями звукопроизношения у детей с дислалией. Каждое упражнение следует повторять не менее 8 раз. К самым эффективным из них относят:

  1. Губы вытягиваются в трубочку. В таком положении совершаются вращательные движения по часовой стрелке. Двигаться должны только губы.
  2. Начальное положение – максимальное вытягивание губ вперед. По счету они растягиваются в улыбке так, чтобы было видно верхний ряд зубов. Челюсти при этом должны разомкнуться.
  3. Свернутые в трубочку губы (как для поцелуя) направляются вправо, а затем – налево. После небольшого перерыва упражнение повторяется.
  4. Нижними зубами необходимо помассировать верхние губы. Следующим шагом верхними зубами нужно «почесать» нижние губы. Упражнение выполняется интенсивно, с быстрой сменой позиций.
  5. Губы собираются в трубочку, не вытягиваясь вперед. Из такого положения их нужно тянуть к носу, а затем – опустить к подбородку.
  6. Упражнение называется «шторки». Верхняя губа поднимается вверх, обнажая зубы. Затем она возвращается в исходное положение. Аналогичное действие совершается с нижней губой.
  7. Губы формируются в короткую трубочку. Их следует поднимать вверх, затем – вниз, влево и вправо.

Прогноз и профилактика дислалии

Скорость развития речевых навыков зависит от того, насколько правильно были подобраны методика обследования и способы коррекции. В большинстве случаев отклонение с успехом поддается корректировке. При своевременном обращении к логопеду к 6-7 годам у малыша полностью формируется речевой аппарат. Эффективность упражнений и других способов постановки звуков зависит от сложности дефекта, особенностей строения органов артикуляции и соблюдения рекомендаций специалиста.

Главной профилактической мерой дислалии считается своевременное обнаружение анатомических отклонений в органах речевого аппарата. Поэтому необходимо регулярно проходить профилактические осмотры у детских врачей. Не менее важно следить за собственным произношением звуков, поскольку ребенок повторяет их в таком виде, в каком слышит.

Советы родителям

В дошкольном возрасте ответственность за произношение звуков и отдельных слов полностью ложится на плечи родителей. Они должны вовремя обратить внимание на нарушения и сразу обратиться к логопеду. Это позволит определить причину и подобрать схему обследования. Важно много разговаривать с детьми, личным примером обучая их правильному произношению. Если ребенок ошибается, следует его поправлять.

Следует помнить, что процесс формирования речевых навыков достаточно трудоемкий как для малыша, так и для его родителей. Профилактика является оптимальным способом предотвращения осложнений. Не рекомендуется чрезмерно давить на ребенка. Он должен чувствовать поддержку со стороны близких для него людей.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...
  • занятия с детьми с дислалией

    устранение дислалии у детей

  • занятия с детьми с дислалией
Комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

Adblock detector