Дизартрия у детей - что это: виды, причины, обследование, симптомы, лечение
Connect with us

Развитие

Дизартрия у детей

Опубликовано

on

псевдобульбарная дизартрия у детей

Каждое нарушение речи требует помощи специалистов. Дизартрия у детей появляется из-за проблем с нервной системой. Болезнь может развиваться в любом возрасте.

Что такое дизартрия у детей?

дизартрия у детей что делать

Не всегда родителям понятен диагноз «дизартрия у детей», что это такое и как с этим справиться? В этом словосочетании медики собрали проблемы с проговариванием звуков. Выражается заболевание в разной степени. Происходит из-за нарушения иннервации мышц. Тяжелые формы патологии отмечаются у больных с ДЦП. Легкие – у детей без подобных нарушений. Проблема часто сопровождается гиперсаливацией и личностными особенностями.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Психика человека – взаимосвязанная система, и выход из строя одной ее части скажется на функционировании остальных. Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием проявляется истощаемостью психики и раздражительностью.

Такие детки ярко реагируют на изменения погоды, не спят, мучаются рвотой. В дошкольном возрасте отмечаются колебания настроения, беспокойство, суетливость, непослушание, грубость. При усталости возникают навязчивые движения.

Нередко ребята с таким нарушением склонны к истероидному типу поведения: истериками и криками, показательными демонстрациями добиваться желаемого. Для них нормально падать на пол и требовать сделать то, что им хочется.Детей с дизартрией

Иногда для дизартрии характерны замкнутость, заторможенность, низкая адаптация. Дети отличаются пугливостью и стремлением избегать трудностей.

При нарушении нет явных параличей и парезов, но отмечаются неловкость, проблемы с навыками самообслуживания, недостаточная скоординированность. Из-за проблем с мелкой моторикой позже формируется готовность руки к письму. Поэтому к рисованию долго нет интереса.

В школьной деятельности плохо идет ручной труд, наблюдается некрасивый почерк. Проблемы с интеллектуальной деятельностью возникают из-за недостаточного развития внимания и памяти. Быстрая утомляемость не дает возможности полноценно заниматься.

Причины развития дизартрии

Недуг не является самостоятельным заболеванием – это только симптом других нарушений. Причина кроется в патологиях ЦНС. В период внутриутробного развития плод очень чувствителен к любым инфекциям. Поэтому болезни матери влекут за собой поражения мозга у ребенка.

Опасны токсикоз, резус-конфликт, прием лекарственных средств. В процессе родовой деятельности может возникнуть гипоксия (кислородное голодание), это тоже повлияет на работу нервной системы. Преждевременные роды чреваты тем, что организм младенца не закончил формирование, и это вызывает ряд последствий.

Стремительные или затяжные роды, различные травмы – все это сказывается на дальнейшем развитии новорожденного. Он чувствителен к любым болезням.

В последние годы приводятся гипотезы о влиянии экологии на развитие детей. Выбросы вредных веществ в атмосферу, смог и другие явления негативно отражаются на состоянии людей.
Причины развития дизартрии

Причины дизартрии

Классификация дизартрии

Существует несколько вариантов разделения. В России распространена та, что основывается на местоположении нарушения. Согласно этой классификации, выделяют: корковую, смешанную, псевдобульбарную патологии.

Логопеды пользуются иной классификацией. В ее основе лежит степень выраженности дефекта произношения.

Формы дизартрии и их признаки

дизартрия

Формы дизартрии

Для каждой формы требуются особое лечение и определенный коррекционный подход. Без этого не получится достичь значительных результатов в исправлении дефектов.

Бульбарная

Появляется при поражении продолговатого мозга. В этом месте располагаются центры двигательных нервов.

Характерные признаки бульбарной формы — это дисфагия (нарушение процесса глотания), паралич или парезы. Неразвитые голосовые связки делают голос слабым, назализированным. Отсутствуют звонкие звуки. У детей с данным нарушением речь медленная и нечеткая, лицо лишено мимики.

Псевдобульбарная

Самая распространённая форма в детском возрасте. Симптомы близки к бульбарной форме, но не настолько хорошо выражены. При правильном лечении и коррекции удается добиться абсолютной компенсации. В бытовом плане такую разновидность называют стертой дизартрией.

Малыш с легкой степенью заболевания затрудненно сосет и глотает, часто захлебывается. Со временем появляются проблемы с общей и мелкой моторикой. При легкой степени стертой дизартрии у детей отсутствуют грубые нарушения моторики. Им тяжело даются точные движения губ и языка. Речь медленная, немного смазанная. Звонкие звучат недостаточно четко, страдает произношение мягких.

Различие звуков на слух получается освоить с большим трудом, при письме отмечаются характерные ошибки, например, «т» заменяется на «д». Проблем с грамматикой и лексикой нет.

При псевдобульбарной дизартрии отмечаются проблемы с артикуляционной моторикой: ребёнок не может вытянуть губы трубочкой, поднять кончик языка вверх или вниз. Есть проблемы с глотанием и жеванием пищи, отмечается гиперсаливация.

Речь серьезно нарушена, искажено звучание всех звуков. Речевое дыхание слабое. Из-за проблем с речевой деятельностью ребенок предпочитает молчать и не участвовать в массовых играх.

При тяжелой степени мышцы неподвижны, и речь отсутствует, есть только нечленораздельные звуки.

Подкорковая

Появляется из-за поражения подкорковых узлов. Основные признаки:

  1. Гиперкинезы (непроизвольные движения мышц).
  2. Тонус мышц меняется с ослабленного до напряженного.
  3. Неустойчивость произношения – от почти чистой речи до полного отказа разговаривать.

Речь может быть слишком быстрой либо с большими паузами. Тембр и сила голоса тоже меняются. Больше всего при такой форме страдает просодическая сторона речи. Иногда дефект сочетается с нарушениями слуха.

Мозжечковая

Появляется при патологиях мозжечка. Речь такого ребенка состоит из коротких фраз, она прерывистая, «рубленая». Могут появляться несвязные крики. Мозжечковая дизартрия редко появляется как самостоятельная форма.

Корковая

Корковая дизартрия у детей тяжело выявляется. Проблемы с артикуляцией, произношением слов, стечением согласных.

При быстром темпе речи возникают запинки, как при заикании. Отличие моторной дизартрии в том, что не наблюдается проблем с лексикой и грамматикой. Отличается она и от дислалии: ребенку трудно сделать артикуляционную позу и переключить ее на другую. Постановка звука в изолированном виде не вызывает сложностей, но вот его введение в речь занимает гораздо больше времени.

Симптомы

Существуют разные виды дизартрии, но их основные симптомы схожи — это проблемы с общей и мелкой моторикой, нарушения дыхания, голоса. Отмечаются проблемы и с согласными звуками, и с гласными. Дефекты звукопроизношения условно делят на две группы: искажение и отсутствие (либо замена) звука.

Прежде всего страдает артикуляционная моторика ребенка. В таком случае наблюдается повышенный или пониженный тонус мышц. При гипертонусе язык оттянут вглубь рта, спинка приподнята, кончик плохо работает. При проблемах с круговой мышцей губы сжаты и движения их ограничены.

При гипотонусе язык распластан и слаб, губы вялые и не сомкнуты. Часто это сопровождается гиперсаливацией.

При дизартрии страдает произношение шипящих, свистящих, сонорных звуков. Нередко у детей наблюдается межзубное произношение – кончик языка просовывается между зубов.

Из-за нарушения работы нервных окончаний и передачи импульса в головной мозг дети плохо ощущают движения языка и губ, поэтому они затрудняются с переключением позы.

Симптомы дизартрии у детей

Симптомы дизартрии

Степени тяжести

Дизартрия имеет несколько степеней тяжести. От правильного определения зависят лечение и дальнейшая помощь.

Первая степень

Особенность детей с данным нарушением – это анартрия, т. е. полная неспособность разговаривать. Тоже делится на три стадии – при тяжелой произносит ребенок только отдельные звуки, при средней – слоги, при легкой – простые слова.

Вторая степень

Малыш говорит, пользуется лексикой, и грамматический строй речи не страдает. Но звукопроизношение плохое, речь малопонятна для окружающих.

Третья степень

Есть некритичные нарушения в звукопроизношении, но при стадии 3 степени речь ребенка понятна для окружающих. Некоторые звуки заменяются или искажаются, голос слабый и невыраженный, артикуляция не ярко выраженная. Мимика бедная, моторная неловкость, небольшое слюнотечение.

Четвертая степень

При данной форме нарушения звукопроизношения заметны только специалисту. Например, при воспроизведении звука «с» кончик языка может уходить вверх, оттого он звучит слегка неточно. Такое произношение называют призубным. Нередко проблема выявляется только в 5 лет или 6 лет.

Формы дизартрии

Формы дизартрии по степени тяжести

Диагностика

Обследование детей с дизартрией требует комплексного участия специалистов. Этот прежде всего невралгический диагноз, поэтому деткам требуется наблюдение у врача-невролога.

Невролог

Прежде всего врач собирает анамнез: течение беременности и родов, особенности первого года жизни и развития ребенка. После чего проводится визуальный осмотр. Большое внимание уделяется состоянию тонуса мышц. Обязательно назначается ЭЭГ (электроэнцефалография), и по возможности МРТ. Такие обследования дают возможность составить представление о состоянии головного мозга.

Клинические проявления будут видны уже в 3 года. Поэтому для того чтобы благополучно вылечить болезнь, необходимо не затягивать с визитом к неврологу. Только он может поставить диагноз.

Логопед

Задача логопеда – провести обследование всех сторон речи. Для начала определяется состояние артикуляционной моторики в покое. Для этого осматриваются мышцы лица:

  • есть ли гиперкинезы;
  • состояние носогубных складок;
  • положение губ.

Проверяется умение нахмуриваться, вскидывать брови, улыбаться, опускать уголки губ, открывать и закрывать рот. Движения изучаются в активных играх. Уделяется внимание исследованию всех звуков речи – для этого ребенку показывают картинки, где один и тот же звук стоит в разных положениях.

Осматривается артикуляционный аппарат. Детям подготовительной группы дают задания на звуковой анализ (определение места звука в слове).

Лечение

При дизартрии требуется комплексная помощь специалиста. Структура речевого дефекта позволяет понять, что стало причиной его развития: нарушается работа двигательных центров головного мозга, это приводит к проблемам с внешним оформлением высказывания.

Методы терапии

Используется медикаментозное лечение, т. е. невролог назначает препараты. Чаще всего их нужно применять курсами. При тонусах мышц показана физиотерапия – она включает в себя разные аппаратные методики, которые позволяют снимать гипер- или гипотонус.

Также при дизартрии показаны массаж, лечебная физкультура и обязательно занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение дизартрии у детей

Медикаментозная терапия включает в себя препараты разной группы — ноотропы, при необходимости седативные. Они благотворно влияют на кровообращение, насыщают мозг кислородом, это помогает улучшить работу высших психических функций.

Сосудистые – улучшают работу кровеносной системы. Метаболические – налаживают обмен веществ. Подбор конкретных препаратов и дозировок делает только врач.

Логопедическая работа

Специалист проводит занятия в соответствии с обнаруженными дефектами речи. Обязательна артикуляционная гимнастика, которая позволяет отработать точные движения языка и губ. Комплекс подбирается под каждую группу звуков.

Дыхательная гимнастика развивает просодическую сторону речи. Для этого ребенку предлагается сдувать ватку, загонять бумажные мячики в ворота с помощью выдыхаемого воздуха и т. п.

Логопедическое лечение

Для облегчения постановки звуков проводится логопедический массаж. Движения для него подбираются индивидуально. Он осуществляется как руками логопеда, так и специальными зондами. Иногда ребенка учат самостоятельно делать некоторые движения.

Массаж при дизартрии проводят курсами. В некоторых случаях – перед началом каждого занятия.

Домашняя реабилитация

Работа родителей ускоряет реабилитацию и коррекционный процесс. Их задача – проводить артикуляционные упражнения каждый день. В процессе автоматизации с ребенком нужно заниматься проговариванием лексического материала.

Для снятия тонуса дают ромашковый чай, делают теплые ванны с морской солью и создают режим покоя. Для снижения саливации полезно грызть галеты, твердые овощи и фрукты, пить кисель.

Проводить дома занятия нужно каждый день. Только так удастся исправить речевые дефекты.

Массаж

Массаж шеи и воротниковой зоны благотворно влияет на состояние нервной системы, снимает мышечные спазмы и улучшает кровообращение. Проводить его должен специалист. В домашних условиях можно делать массаж лица. Необходимые движения покажет логопед.

Лечебная физкультура

Физическая нагрузка позволяет развивать общую моторику. Лечебную физкультуру можно посещать в детском саду или поликлинике. Либо проводить ее дома. Комплекс упражнений подбирается индивидуально. Обычно он включает в себя небольшие нагрузки и релаксационные техники.

Дыхательная гимнастика

Для коррекции просодической стороны речи используют дыхательную гимнастику. Ее цель – научить детей дышать полной грудью и с силой выдыхать воздух. В лечении дизартрии популярен комплекс Стрельниковой.

В домашних условиях можно сделать небольшие кораблики и опустить их в таз с водой. Ребенку предложить дуть на парус. Дуть можно на дождики, султанчики, ветродуйчики и т. п. игрушки.

Прогноз

Чем раньше начнутся лечение и коррекционная помощь, тем больше шансов на выздоровление. При тяжелых формах дизартрии показаны специальный садик и речевая школа. В этих учреждениях предоставляется не только определенное обучение, но и помощь специалистов.

При хорошем прогнозе проблема исчезнет к средней школе.

Осложнения

Речевые дефекты при тяжелых патологиях нервной системы не исчезают и не проходят самостоятельно. Поэтому при отсутствии помощи дизартрия только усугубится. Появятся проблемы с письмом и чтением. Социальное взаимодействие будет маловероятно из-за дефектов речи. В дальнейшей жизни будет серьезно сужен круг возможных профессий.

Профилактика

Необходимо бережно подходить к вопросам планирования беременности и весь период вынашивания ребенка соблюдать режим покоя. Родителям обязательно вести здоровый образ жизни и озаботиться вопросами собственного здоровья задолго до зачатия.

В первый год жизни ребенка нужно быть к нему особо внимательным. Любые проблемы со здоровьем требуют консультации специалиста.

Заключение

Дизартрия – серьезное нарушение речи, но при своевременном лечении и помощи специалистов оно полностью преодолимо. Во взрослой жизни такие люди ничем не выделяются и живут полноценно.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

Adblock detector