Развитие графомоторных навыков у детей
Connect with us

Развитие

Формирование графических навыков у детей

Опубликовано

on

развитие графомоторных навыков у детей с онр

Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем, его успеваемость значительно снизится. Поговорим, как правильно развить у малыша графические навыки и умения.

Что такое графомоторика

Для начала нужно разобраться с самим понятием графомоторики. Это не только развитие всем привычной моторики рук. В задачи графомоторики входит:

  • правильное удержание ручки и карандаша;
  • точность в обведении линий;
  • ритмичность движений;
  • правильный нажим ручки при письме;
  • зрительное восприятие заданного материала;
  • внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
  • двигательные навыки.
Это важно! Не стоит путать рисование с графомоторикой. Эти понятия не тесно взаимосвязаны между собой. Рисование предполагает полет мысли, малыш на листе бумаги может изображать то, что ему хочется. С графомоторикой дела обстоят иначе. Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги).

Особенности моторного развития и графических навыков

Воспитатели и учителя часто отмечают, что дети развиты интеллектуально, но при этом их графические умения оставляют желать лучшего. Как помочь крохе? Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя:

  1. Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость.
  2. Зрительный анализ. Малыш должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
  3. Графический рисунок. Как правило, задание выполняется в специальных тетрадках-прописях. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами.
  4. Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур.
Это важно! Если формирование графомоторных навыков начинается у детей с рождения, то, как правило, они успешно учатся в школе. Основные предметы (письмо, математика и счет, чтение) не вызывают у них особых сложностей.

Стадии развития графических навыков детей

Как правильно развить графические навыки у детей? Конечно, малышу сразу не стоит предлагать ручку и карандаши для того, чтобы он обводил линии и рисовал отрезки. В формировании графомоторных навыков для малышей может помочь координация и моторика.

Вот какими умениями должен обладать малыш с 1 до 2 лет:

  • уметь держать несколько предметов в одной руке. Этот навык развивается, если предлагать крохе погремушки;
  • держать карандаш (даже неправильно, просто в сжатом кулачке), уметь «черкать» им;
  • хорошо переворачивать страницы в книге (по одной);
  • из больших кубиков или элементов конструктора строить высокую башню;
  • правильно складывать пирамидку.
Это важно! Все упражнения с ребенком должны проходить в игровой форме. Если у крохи что-то не получается, не нужно его ругать, повышать голос. Занятия должны длиться не более 10-15 минут.

Умения и навыки малыша от 2 до 3 лет:

  • карапуз может самостоятельно выдвинуть ящик, достать его содержимое;
  • складывает бумагу, делает простейшие оригами (самолетик, фонарик, елочку);
  • занимается лепкой из пластилина;
  • правильно держит карандаш. Если малыш этого не умеет, продаются специальные резиновые накладки, которые повторяют анатомию пальчиков;
  • нанизывает крупные бусы.

Навыки для детей от 3 до 4 лет:

  • малыш может свободно рисовать мелками, красками, фломастерами;
  • умеет завязывать узелки;
  • заправляет постель;
  • старается штриховать и обводить фигуры.

Умения для детей от 4 до 6 лет:

  • ребенок самостоятельно застегивает молнию на куртке;
  • может завязывать шнурки;
  • мастерит поделки;
  • хорошо разукрашивает (не выходя за пределы пропечатанного рисунка);
  • может обводить рисунок на бумаге (четко по предложенным пунктирным линиям).
Рекомендация! В 6-7 лет дети уже идут в школу. Графомоторные навыки к этому периоду должны быть хорошо развиты. К сожалению, школьная программа не предполагает дополнительных часов для тренировки и усовершенствования этих умений. Именно поэтому родителям нужно самостоятельно заниматься с малышом. В возрасте 5-6 лет предлагать ребенку выполнять задания в специальных прописях, водить на кружки (лепка, рисование, занятия на музыкальных инструментах).

Как графомоторные навыки помогают в развитии ребенка

Графомоторные навыки помогают развить кисть, подготовить руку к письму, развивают мышление, учат видеть формы предметов, распознавать их границы. Статистика показывает, что у детей, хорошо владеющих графоманией, математический склад ума, склонность к точным наукам.

Особое внимание графомоторике нужно уделять детям, страдающим общим недоразвитием речи (ОНР), и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В этом случае малышам с раннего возраста предлагают посещать специализированные учреждения, в которых особое место отводится развитию моторики.

Графические упражнения для развития мелкой моторики

Какими должны быть задания для детей, чтобы развить графомоторику? Специалисты предлагают следующие варианты:

  1. Пальчиковая гимнастика. Во время занятий можно проговаривать стишки, сочинять сказки, героями которых становятся пальчики.
  2. Различные шнуровки. Если нет специальных аксессуаров (деревянная дощечка со шнурком), подойдут обычные толстые нитки.
  3. Массаж ладоней при помощи шипованных мячиков.
  4. Пальчиковые краски.
  5. Перебирание круп разной величины и диаметра.
  6. Работа с ножницами (аппликации, вырезания).
  7. Различные игры-развивалки (пазлы, конструктор, кубики, лабиринт).
  8. Работа с пластилином.
  9. Занятия в прописях.

Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы.

Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у чада графические навыки.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

Adblock detector