Массаж рук для детей для развития мелкой моторики
Connect with us

Развитие

Массаж для рук для развития моторики

Опубликовано

on

пальчиковый массаж для развития речи

О важности развития моторики рук говорили многие ученые на разных этапах развития человечества. Еще античные мыслители, например, великий Кант, доказывали, что кисть руки – не что иное, как наружная выпуклость человеческого мозга. Впоследствии подобную мысль высказал и Сухомлинский, подарив миру знаменитую фразу – «Ум ребенка на кончиках его пальцев». Иван Павлов – первый россиянин, ставший нобелевским лауреатом, также отмечал, что руки учат голову, а потом наоборот, и это круговой процесс. Именно поэтому ответственным родителям, которые стремятся развивать ребенка не только физически, но и интеллектуально, с первых дней жизни малыша важно научиться делать пальчиковый массаж.

Показания к массажу

Прямым показанием для назначения врачом детского массажа рук может быть длительное время сохраняющийся тонус, из-за которого ребенок постоянно зажимает пальцы в кулак. В целом же, массаж рук может быть использован родителями практически с первых дней жизни младенца (при условии предварительной консультации с педиатром и невропатологом).

При желании принести пользу своему новорожденному крохе для развития речи и мышления в будущем, не стоит ждать, пока врач порекомендует или назначит подобный массаж. С первых месяцев жизни вводите постепенно в распорядок дня специальные техники и развивающие игры для пальчиков, ладошек и кистей рук. Вреда от них уж точно не будет.

Эффективность

Тесная взаимосвязь речи и мелкой моторики прослеживается еще в специфике общения первобытных людей, когда что-то объясняющие жесты сопровождались эмоциональными возгласами. Речь эволюционировала, но так и осталась «в компании» с жестикуляцией. Замечали ли вы, как часто люди, не умея найти в разговоре подходящего слова, сопровождают свой рассказ «языком тела», активно применяя невербальное общение? Это наглядный пример, подтверждающий, что центры коры головного мозга, ответственные за речь и жесты, находятся рядом друг с другом.

Вполне логично, что применение матерью массажа ладоней и пальцев новорожденного малыша стимулирует пробуждение и активизацию части мозга, от которой зависит речевая деятельность. Для прогнозирования возможных трудностей с ее освоением в логопедии существует определенный тест, применимый к деткам 7 месяцев: если ребенок без особых усилий вытаскивает из кулачка хотя бы один палец – сложностей ждать не стоит.

Зачем это нужно

Уже давно доказано, что на кончиках пальцев расположено громадное количество нервных окончаний и точек, тесно связанных с деятельностью головного мозга и отвечающих за корректное функционирование внутренних органов. Так, например, мизинец ответственен за здоровье сердца, безымянный – за работу печени, а указательный влияет на ЖКТ.

Именно поэтому сложно переоценить ту пользу, которую несет массаж для рук для мелкой моторики. Регулярные движения кистей и пальчиков помогают крохе научиться быстрее разговаривать. Доказано, что развитость моторики прямо пропорциональна словарному запасу и показателям памяти. Такие детки четче произносят звуки, даже на этапе их становления. Достаточно уделять пальчиковым играм до 15 минут в день, чтобы вскоре увидеть наглядный результат и предотвратить развитие речевых проблем.

Чем полезен

Общеизвестно, что пальчиковый массаж положительно влияет на речевые и мыслительные процессы, но этим его польза не ограничивается. Подобная гимнастика:

  • расслабляет и снимает мышечный тонус;
  • помогает крохе научиться управлять своими верхними конечностями, «чувствовать» их;
  • развивает гибкость и координацию пальцев;
  • улучшает кровообращение;
  • стимулирует активную деятельность внутренних органов;
  • укрепляет иммунитет;
  • положительно воздействует на работу ЖКТ;
  • нормализует дыхание;
  • улучшает состояние кожи, убирает на ней шелушения, делает мягче;
  • в целом повышает активность ребенка.

Кроме того, специальные методики и упражнения для пальчиков, дополненные забавными стихотворениями и веселыми потешками, всегда вызывают у детворы восторг. Их можно применять уже с 3-6 месяцев. Чем старше становится ребенок, тем больше в процессе подобных занятий он учится слушать. У него вырабатывается чувство ритма, он пробует проецировать мамины слова на реальные предметы. Параллельно с массажем ручек и потешками можно учить названия пальчиков, считать до 5, запоминать членов семьи. Например, «Это маленький мизинец, Саше он принес гостинец. Ой, гляди, а вон большой – прямо парень удалой, а это указательный – он строгий и влиятельный…», «Это пальчик – дедушка…», «На моей руке 5 пальцев, 5 хватальцев, 5 держальцев…» и т. п.

С какого возраста

Применять пальчиковый массаж можно и для новорожденного, при условии одобрения невропатолога. Бывает, что высокий или низкий мышечный тонус становится препятствием для подобных занятий. Среди прочих общих медицинских противопоказаний:

  • высокая температура тела;
  • присутствие в организме инфекций;
  • воспалительные процессы, раздражения, мелкие повреждения нежной кожицы рук;
  • грибковые заболевания и аллергические реакции.

В целом же, для каждого возрастного этапа (с 3 месяцев и до 3 лет) предусмотрены собственные методики, включающие специальные отдельные упражнения и целые их комплексы, направленные на развитие мелкой моторики и речи.

Приемы и техники

Базовые принципы проведения любого массажа рук у ребенка:

  • разминание кистей и запястий;
  • легкие пощипывания кожи вокруг пальцев;
  • поглаживания, в том числе по внутренней стороне ладони;
  • вибрирующие, колебательные движения, выполняемые с разной скоростью и интенсивностью;
  • массирующие движения.

У младенцев до 3 месяцев, при условии отсутствия у них проблем с неврологией, вся техника массаж рук сводится к легкому поглаживанию, растиранию, а затем разминанию, не обделяя вниманием каждый палец. Следующим воздействием на младенца станет сжатие кулачка и его разжимание. При этом руки мамы должны быть чистыми и теплыми, неплохо бы слегка смазать их детским маслом. Время пальчикового массажа не должно превышать 3 минут.

С детками взрослее 3-х месяцев уже можно применять специальные пальчиковые массажеры или предметы обихода/дары природы, которые получится перекатывать в руке (например, карандаш, грецкий орех, мячик с пупырышками, шишка и т. п.). Самые простые приемы:

  • сгибаем пальчики поочередно, повторяем несколько раз;
  • растираем пальцы их по спирали, не пропуская в процессе и ладоней;
  • выполняем поглаживающие движения от кисти рук к кончикам пальцев, а затем в обратную сторону;
  • выполняем аккуратные вращательные движения кистями рук по часовой стрелке и против нее;
  • разминаем подушечки пальцев, двигаясь по кругу, нажимаем на них пружинящими движениями, без чрезмерного давления;
  • перекатываем по ладошке орех/карандаш и т. д.;
  • зажимаем его ручками, двигаем ими, тем самым массируя поверхность ладоней.

Когда крохе исполняется год, дополнительно задействуются упражнения, которые он может выполнять самостоятельно при поддержке или незначительной помощи взрослых:

  1. Ребенок переплетает мизинцы одной и другой руки, а мама пытается расцепить их «объятия».
  2. Одновременное сдавливание подушечек большого и указательного пальцев на двух руках. Так малыш будет учиться концентрироваться, контролировать интенсивность сжатия и пытаться уравнять ее на обеих конечностях.
  3. Между средним и указательным пальцем левой руки вставляется любой из «жителей» правой («пальчик попал в плен»). Там он крутится во все стороны, пытаясь «освободиться», а затем вытаскивается вращательными движениями.

В этом возрасте в процессе массажа для развития мелкой моторики воздействие должно оказываться уже на всю руку. Порядок действий для мамы:

  1. Гладим каждую руку, начиная от локтя, заканчивая кончиками пальцев. Сначала делаем все нежно, едва уловимо, затем чуть интенсивнее.
  2. Полностью разминаем запястье – от ноготков до самого верха, стараясь максимально воздействовать на суставы.
  3. Пощипываем боковую поверхность кисти.
  4. Под каждым пальцем массируем бугорки.
  5. Сгибаем/разгибаем поочередно каждый из 10 пальчиков.
  6. Интенсивно трясем руками.

Если все эти упражнения сопровождать шутками-прибаутками, ребенку будет интереснее и веселее, к тому же – это максимально стимулирует речевые центры головного мозга.

Приемы пассивного массажа

Под словом «пассивный» подразумевается, что все манипуляции выполняет взрослый.

Как вариант, можно использовать массаж пальцев рук, предложенный Оксаной Георгиевной Приходько, доктором педагогических наук, действующим директором института специального образования и комплексной реабилитации в МГУ:

  • 6-8 поглаживаний внутренней и внешней поверхности руки (от кисти к локтю);
  • 2-4 одновременных сгибания/разгибания пальцев, кроме большого, который должен оставаться неподвижным;
  • 2-4 «спиральки» по каждой ладошке (взрослый своим пальцем совершает круговые движения, двигаясь от середины ладони к основанию пальцев);
  • 1-2 массирования каждого пальчика от кончиков к основанию (все движения взрослый выполняет большим и указательным пальцами, массируя всю поверхность, в том числе межпальцевую и тыльно-ладонную плоскости);
  • отведение большого пальца руки в разные стороны – вперед/назад, вправо/влево;
  • 5-6 поглаживаний детской руки от периферии к центру.

Кроме того, в качестве пассивных приемов можно использовать знаменитые потешки, например, «Сороку-ворону» (постукиваем по ладони/загибаем пальцы), «Паучка» («рисуем» по ладони ребром руки сверху вниз, затем диагонально) и т. п.

Приемы активного воздействия

По мере взросления карапуза стоит привлекать к процессу массажа рук и его самого, с этой целью оптимальными станут такие веселые упражнения:

  1. «А ну-ка, догони!» – пальчики малыша «бегут» по ладошке, а пальцы взрослого пытаются их поймать.
  2. «Каталочки» – пластиковые теннисные шарики, пупырчатые мячики или любой другой круглый предмет нужно катать, зажав двумя ладонями. Можно попробовать делать это с разной скоростью.
  3. «Снимаем варежки» – одна рука рывками тянет пальчики на другой, имитируя снятие рукавиц или перчаток.
  4. «Утюжок» – нужно представить, что одна ладонь – это одежда, а вторая – утюг, которому эту самую одежду необходимо хорошенечко погладить.
  5. «Вертолет» – с помощью простого карандаша, размещенного на ладони, нужно имитировать движения пропеллера.

Родителям стоит максимально задействовать фантазию, эмоционально и ярко комментируя каждое действие своего чада. Мало того, что кроха будет в восторге от подобного времяпровождения, так еще подобные упражнения придутся как нельзя кстати при любого рода нарушениях в произношении.

Игровой массаж

Несколько вдохновляющих идей, как можно провести массаж для рук для развития моторики во время игры (что, кстати, лучший вариант для подросшего ребенка, которому сложно усидеть на одном месте):

  1. Во время купания попросить карапуза изобразить ладошками рыбку, которая быстро плывет по морю, спасаясь от злой акулы.
  2. Комкать листы бумаги, придавая им шарообразную форму и нужный размер (т. е. малышу придется выполнять все действия, прилагая разную степень усилий), потом можно изготовленными шариками поиграть в снежки, склеить из них снеговика или поупражняться в меткости, бросая «мячики» в «баскетбольное кольцо» (ведро или корзину).
  3. Поиграть ладошками в театр теней.
  4. Сделать пальцы героями сказок, которым нужно выполнять разные действия: скакать на лошади, подметать пол и т. п.
  5. Рисовать пальцами по манной (или любой другой) крупе, воображая себя модным художником современности.

Родителям важно понимать, что сам по себе массаж для ручек не сможет стимулировать речевую деятельность и мышление, если одновременно с ним не разговаривать со своим крохой. Поэтому всегда сочетайте массажные упражнения и пальчиковые игры со скороговорками, стихами, выдуманными историями и просто вашими забавными комментариями.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

Adblock detector