Что такое моторика: упражнения для развития мелкой и крупной моторики у детей
Connect with us

Развитие

Развитие мелкой моторики у детей

Опубликовано

on

мелкая моторика рук

Взросление и развитие мелкой моторики – неразрывные понятия, без которых невозможна полноценная жизнь. Становясь старше, ребенок приобретает навыки и умения, необходимые для выполнения бытовых потребностей. Если развитие мелкой моторики не соответствует норме, этот процесс можно ускорить. Известно много методов, позволяющих этого добиться. Для развития моторики используются специальные упражнения, пластилинография, массаж, пальчиковые шаги и прочее. Все процессы проходят в развлекательной форме и нравятся ребенку.

Что такое моторика?

Общая моторика − двигательная активность человека. Это последовательность движений частями тела, работающих сообща для решения конкретной задачи.

Различают две разновидности моторики:

  • крупная – наклоны, ходьба, повороты и прочее;
  • мелкая – рисование, письмо, игры с конструктором, застегивание молнии, пуговиц и другое.

Крупная моторика развивается быстрее, чем мелкая.

Развитие мелкой и крупной моторики – самостоятельные процессы, которые происходят по мере взросления ребенка. Но иногда требуется вмешательство взрослых. Чаще возникают торможения в формировании мелкой моторики у детей.

Нормы

Развитие крупной моторики у детей начинается с рождения, когда приобретаются простые навыки: учатся переворачиваться на бок, спину, живот, сидеть, вставать и в целом управлять своим телом. Мелкая моторика формируется позже, дольше и требует усиленного внимания со стороны взрослых, в частности – родителей и узкопрофильных специалистов. При необходимости проводится диагностика общей моторики и определяется ее уровень развития.

Возрастные нормы для формирования мелкой моторики:

  • 2-2,5 года – ребенок проталкивает мелкие детали в отверстия, расстегивает липучки, рисует линии, снимает и крепит обратно прищепки;
  • 2,5-3 года – умеет рисовать пальцами, лепить из пластилина или соленого теста простые фигурки, нанизывать бусины на леску, собирать крупы при помощи ложки, откручивает крышки;
  • 3-3,5 года – малыш обводит контуры по пунктирам, умеет рисовать прямые линии, лепит колбаски и шарики из пластилина и соленого теста, расстегивает и застегивает замочки, пуговки, умеет работать с ножницами;
  • 4 года – удерживает карандаш и ручку правильно в руке, свободно рисует фигуры и сортирует мелкие бусы, лепит различные предметы из пластилина и завязывает узелки, разворачивает обертки и вырезает ножницами по контурам;
  • 5 лет – умеет писать цифры и буквы, рисовать, завязывать шнурки, ловить двумя руками мяч;
  • 6 лет – рисует человека, умеет отображать предметы зеркально, копирует сложные фигуры, обучаем к игре на пианино и других клавишных инструментах.

Если ребенок в определенном возрасте имеет соответствующие навыки, считается, что его моторное развитие в пределах нормы.

Отклонения

Нарушения формирования моторики зачастую проявляются в 4-5 лет и выражаются характерными признаками:

  • неправильная техника движений;
  • нарушенные скорость, сила движений, координация, ловкость;
  • ребенок неправильно удерживает карандаш, ручку и кисточку в руке во время написания или рисования;
  • не умеет использовать ножницы по назначению, не вырезает по контурам;
  • неспособность контролировать силу нажима на ручку, карандаш и кисточку;
  • плохие навыки конструирования и лепки.

Моторика развивается с отклонениями, если зафиксировано 5-6 нарушений.

Диагностика

Для определения нарушений развития моторики требуется проведение диагностики. Ее точные результаты установит специалист, однако родителям под силу оценить ситуацию самостоятельно в домашних условиях. Для этого нужно ненавязчиво попросить ребенка выполнять упражнения такого типа:

  • прочитать сказку, делая простые движения кистями, а затем предложить ребенку повторить;
  • вытянуть обе руки перед грудью, сжать одну ладонь в кулак, неспешно изменить положение кистей;
  • упражнения для пальчиков: ребенок совершает шаги средним и указательным пальцами;
  • сгибать поочередно пальцы на верхних конечностях и разгибать их в обратном порядке;
  • соединить пальцы, изображая клюв птицы, сделать упражнение на обеих руках по очереди;
  • разобрать пирамидку и попросить ребенка собрать ее самостоятельно;
  • предложить нарисовать копию домика;
  • обвести рисунок по пунктирным линиям;
  • разукрасить фигуру, не выступая за контуры.

Детям 3 (трех) лет допускается выполнение от 30% и более от упражнений, перечисленных выше. Ребенок пяти лет должен делать 80−90% заданий. При более низких показателях требуются специальные тренировки для развития мелкой моторики.

Что такое крупная моторика, ее значение

Крупная моторика – двигательные манипуляции, совершаемые человеком практически непрерывно на протяжении жизни. К ним относятся повороты тела, наклоны, шаги и прочее. Крупная моторика начинает развиваться с рождения.

Ребенок учится управлять своим телом сверху вниз. Сначала он фокусирует взгляд на предметах, потом начинает двигать головой в разные стороны, затем тянется к игрушкам, удерживает их в руках, садится, ползает, поднимается и стоит вертикально, ходит.

Значение крупной моторики:

  • управление отдельными органами и телом в целом;
  • развитие самостоятельности;
  • толчок для развития речи;
  • улучшение концентрации внимания и памяти;
  • укрепление мышечного корсета;
  • развитие координации движений;
  • освоение бытовых навыков и другое.

Без развития крупной моторики невозможна полноценная жизнь.

Для чего и когда начинать развивать мелкую моторику?

Как считают специалисты, уже с восьми месяцев жизни требуется уделить внимание развитию детской моторики, что даст толчок для ее формирования в будущем. Дети обычно после полугода уже хорошо двигают пальцами, поэтому можно приступать к активным тренировкам.

Занятия для развития мелкой моторики на раннем этапе помогают избежать проблем в будущем. Выбор методов достаточно разнообразен, чем больше их будет использовано, тем эффективнее окажутся тренировки. Упражнения не должны выходить за рамки возрастных ограничений.

Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

В зависимости от возрастных параметров, подбирают способы развития моторики:

  1. До полугода. В этот период у малыша активно развиваются тактильные навыки. Поэтому полезным будет массаж ручек. Родителям нужно ежедневно разминать и поглаживать маленькие ладошки, совершать осторожные движения кистями и пальцами рук. Ребенок учится сидеть, поэтому можно давать свои пальцы в ручки малыша, чтобы он пытался приподняться. Вкладывать в ладошки предметы разной формы. Кроха должен мять и рвать листы бумаги, трогать игрушки с ребристой и гладкой поверхностью, играть погремушками.
  2. С полугода до года. Развитие продолжается. Применяются такие же методы, как в период до года, но дополнительно используются и другие способы. Хороший вариант – пирамидки, которые знакомят малыша с пониманием величины и развивают навык оперативно надевать на стержень кольца. Эффективно зарекомендовали себя игры с крупами, но только под присмотром, поскольку в этот возрастной период свойственно пробовать на вкус все, включая мелкие предметы. Еще одна игра для успешного развития моторики у ребятишек до года – размещение кубиков друг на друге.
  3. С 1 года до 2 лет. Развивающие игры с крупами пока еще популярны и полезны. Формирование логики требует дополнения новыми играми. Подойдут даже и вовсе необычные на первый взгляд атрибуты. Допустим, вода, которую нужно переливать из одной емкости в другую. По количеству жидкости, оказавшейся вне посуды, можно судить о приобретении навыков. Помимо воды, для игр подходят бусины, шнурки, пуговки, прищепки и иные предметы. В двухлетнем возрасте ребенок уже собирает примитивный пазл, состоящий из нескольких элементов.
  4. С 2 до 3 лет. Рисование карандашами, пластилинография, пальчиковая гимнастика, аппликация, оригами и другие поделки из бумаги – это под силу ребенку на третьем году жизни.
  5. С 3 до 5 лет. Развитие уже приобретенных навыков путем усложнения действий. Ребенок использует ножницы по прямому назначению, вырезает мелкие детали, делает сравнительно сложные аппликации. На этом этапе готовим руку к письму. Рекомендовано вкладывать в ладонь правой руки ручку, которую ребенок зажимает большим и указательным пальцами. Дети осваивают прописи. Штриховка карандашом не выступает за пределы рисунка.

Конструктор для развития мелкой моторики у ребенка

Интересная игрушка, которая формирует мелкую моторику, логику и полезна для головного мозга ребенка, − конструктор. При выборе родители ориентируются на возраст малыша. Для детей от 1 года до 2 лет подойдет вариант с крупными деталями, для старшего возраста стоит подобрать сложные элементы.

Развитие зрительно-моторной координации происходит во время строительства зданий из конструктора, подбора элементов среди разнообразия размеров и цветов.

Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилинография активно используется в дошкольных и школьных учреждениях, это действенный метод для формирования моторики и стимулирования мыслительных процессов в домашней обстановке. Лепить с детьми пластилиновые фигурки увлекательно, а одновременно с тем – полезно.

Пластилинография имеет альтернативу в виде лепки из соленого теста, что подходит для самых маленьких детей. Это натуральный, а значит, безопасный материал, в состав которого входят всего три ингредиента: вода, мука и соль. Лепка поддерживает сенсомоторное развитие у детей.

Рисование для развития мелкой моторики

Рисование развивает гибкость кисти, учит ее правильному расположению, что в дальнейшем поможет при освоении письма. Рисовать можно карандашами, кисточкой, фломастерами, мелками и даже пальчиками. Как и пластилинография, рисование вносит неоценимый вклад в развитие зрительно-моторной координации.

Пальчиковые игры

В формировании детской моторики важное место занимают пальчиковые игры. Практиковать их можно с рождения ребенка. Делайте круговые движения, массажируя пальчики малыша, а по мере взросления он будет шевелить ими самостоятельно.

Приступить к пальчиковому массажу разрешено еще до 6 месяцев ребенка, а в год родители выступают в роли инструктора. Годовалый малыш выполняет характерные движения в унисон с ритмом стихотворения либо песенки, хлопает в ладоши, повторяет упражнения за мамой или папой. Карапузу в этом возрасте не трудно сжать ладошки в кулак, сомкнуть пальцы. Одна из разновидностей подобных игр – пальчиковые шаги.

С ребенком трехлетнего возраста и старше можно организовать настоящий театр теней. Для пальчиковых игр также используются пуговицы, бусины, орехи и другие предметы.

Игрушки для развития мелкой моторики

Для определенного возраста подходят конкретные игрушки, помогающие развивать мелкую моторику. Общий список представлен ниже:

  • пирамидка – нанизывание колечек на стержень интересно и полезно для формирования мыслительных функций, мелкой моторики, чувства восприятия величины и цвета;
  • кубики – ставить кубики друг на друга получится даже у маленького ребенка, дети в 3 года не только строят из них дом, но и собирают картинки, как пазл;
  • конструктор – обычная игра с крупными деталями помогает построить домик, а дети постарше могут собирать целые автопарки;
  • пазлы – в зависимости от возрастного предназначения, бывают с крупными или мелкими деталями, различаются простотой рисунка, количеством элементов;
  • погремушки – подходят для детей до года;
  • счеты – в раннем возрасте используются исключительно для развития мелкой моторики, а в старшем помогают научиться считать;
  • мячи разных размеров – формируют понятие величины и формы;
  • книги с рельефными рисунками – сенсомоторное развитие.

Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

Методика Марии Монтессори основывается на развитии детской мелкой моторики специальными упражнениями и играми. Наиболее известные описаны ниже.

«Как взрослый»

Ребенок берет несколько грязных чашек и моет их, как это обычно делает мама. Если для взрослого данный процесс обыденный и простой, то для малыша – целое испытание. Грязные чашки – своеобразные тренажеры для детских пальчиков. Они помогают им стать более гибкими и крепкими.

Пуговицы

Малыш берет любой предмет гардероба, где имеются пуговицы, застежки или другие аксессуары. Также полезно сделать специальные тренажеры, объединив застежки в пределах одной одежды. Упражнение формирует самостоятельность, развивает мелкую моторику и мышление.

Сортировка

Поставить перед ребенком две миски, а на стол высыпать 2 вида круп. Задача малыша – распределить крупу по мискам. Желательно выбирать что-то более крупное, чтобы ребенок не слишком утомился. При любых признаках усталости нужно прекратить развивающую игру.

Рисование на муке

На стол насыпать муку. Ребенок рисует на ней пальчиками все, что взбредет ему в голову. Преимущество данного процесса заключается в возможности стереть рисунок и начать изображать другой. Вместо муки, допускается использование песка, манной крупы, сахара и другого мелкозернистого материала. Малыш почувствует себя настоящим художником, разовьет мелкую моторику и мыслительные процессы.

Лоскутки

Для игры используются несколько видов материи с разной текстурой. Подходят шерстяные, бархатные, шелковые ткани, полотна с крупной вязкой. Ребенок трогает каждый материал и описывает тактильные ощущения, что тоже развивает мелкую моторику.

Шнуровка

Развивающая игра подходит для детей от 3 лет. На этом возрастном этапе ребенок учится завязывать шнурки. Для примера используется обувь самого малыша или родители создают специальный стенд с множеством шнурков.

Губка

При помощи обыкновенной губки, используемой для мытья посуды, переливается вода из одной емкости в другую. Главная цель – не разливать жидкость. В идеале вся вода очутится в посуде. Упражнение развивает детскую моторику, учит аккуратности и трудолюбию.

Сборщик

Родители рассыпают на полу перед ребенком мелкие предметы, а тот собирает их в мешок или другую тару. Если малыш одновременно будет указывать цвета этих предметов, эффективность упражнения возрастает в разы. Игра формирует зрительное восприятие, развивает тактильные ощущения и мелкую моторику.

Фокусник

Взрослые кладут предмет в темный пакет или шляпу. Ребенок должен, не глядя, нащупать вещь и отгадать, как она называется. Пусть дольше изучает предмет пальцами, прежде чем поймет, что скрыто от его глаз.

Заключение

Развитие мелкой моторики у ребенка не требует использования специального оборудования. В ход идут подручные предметы, применяемые в бытовых условиях и имеющиеся в каждом доме. Умение управлять собственными руками – незаменимый навык, без которого трудно представить полноценную жизнь. Упражнения для развития мелкой моторики повышают у деток уровень логического мышления, помогают приобрести навыки к самообслуживанию и успешно социализироваться. Главное, не заставлять малыша заниматься. Пусть развитие мелкой моторики окажется для него интересным развлечением, а не кропотливым трудом.

 

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
  • мелкая моторика рук

    моторика рук для детей

  • мелкая моторика рук
Комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

Adblock detector